Ямочный ремонт асфальтового покрытия

Ямочный ремонт асфальтового покрытия – это одна из разновидностей текущего ремонта асфальтобетонных покрытий, связанный с реконструкцией дорожного полотна посредством замены покрытия (одежды) в пределах разделенной  карты («заплаты»).

Ремонт асфальтового покрытия (ямочный ремонт дорог) включает в себя:

  • Разборку асфальтового покрытия;
  • Обработку поверхности битумной эмульсией;
  • Устройство выравнивающего слоя из асфальта или щебня;
  • Устройство асфальтового покрытия как однослойного так и двухслойного;
  • Проливка швов битумом и очистка территории от строительного мусора.

Ремонт асфальта производится в тех случаях, когда невозможно устройство поверхностного слоя. Технология ямочного ремонта дорожных покрытий из укатываемых асфальтобетонных смесей включает следующие основные этапы:

  • Выбор границ ямочного ремонта
  • Вырезка покрытия в месте ямочного ремонта
  • Удаление материала покрытия
  • Укладка асфальтобетонной смеси
  • Выравнивание и уплотнение уложенного покрытия

При выборе границ ямочного ремонта следует учитывать, что обычно разрушение основания покрытия под дефектом полотна происходит на значительно большую ширину, чем разрушенная зона. Общие геометрические размеры карты («заплаты») должны соответствовать этой зоне разрушенного состояния. Контур карты, как правило, должен перекрывать разрушенную зону на 20-30 см, но не менее 15 см. В большинстве случаев ширина карты равна ширине полосы движения (при широких трещинах, обширных выбоинах, разрывах и других разрушениях, занимающих более половины ширины полосы), при небольших разрушениях она может быть меньше полосы движения, но не менее 100 см. Ремонтируемые места подготавливают в виде любых контуров, но без острых углов, чаще прямоугольной формы.

Вырезка покрытия в месте ремонта производится фрезой (дорожной машиной) методом холодного или горячего фрезерования, отбойным обрубочным молотком или нарезчиком швов. В отсутствии дорогостоящей машины для фрезерования и при небольших объемах работ предпочтительней является технология пиления покрытия с использованием нарезчика швов. Как показала практика, при использовании отбойного молотка при обработке внешних границ карты происходит их выкрашивание при дальнейшей эксплуатации, что значительно снижает срок службы отремонтированного покрытия. При использовании нарезчика швов отбойный молоток применяется только для разрушения и выемки покрытия внутри карты.

ДОРОЖНЫЕ ФРЕЗЫ удаляют поврежденные покрытия при относительно небольших затратах. Дорожные фрезы имеют широкую область применения: от удаления дорожной одежды полностью и её частичного ремонта до фрезерования траншей. Кроме того, дорожные фрезы нужны там, где требуется аккуратно вскрыть места прокладки трубопроводов и линий связи, а также для расчистки люков колодцев. Дорожная фреза также способна удалить бугры, зоны износа покрытия, выбоины и иные дефекты асфальтобетона. Сразу же после прохождения дорожной фрезы возможна укладка свежего асфальтобетона на обработанную поверхность, либо начало движения автотранспорта.

НАРЕЗЧИКИ ШВОВ В отсутствии дорогостоящей машины для фрезерования и при небольших объемах работ предпочтительней является технология пиления покрытия с использованием нарезчика швов.

Нарезчики швов относятся к классу легкого дорожного оборудования. Основное назначение нарезчиков швов – нарезка канавок температурных швов в асфальтобетоне и цементобетоне при дорожном строительстве и раскрой карт покрытия при ямочном ремонте. Нарезчики швов разделяются на легкие (до 100 кг) и тяжелые (свыше 100 кг). Тяжелые нарезчики швов в основном применяются для резки цементобетона больших толщин (свыше 150 мм). Резка покрытия производится алмазным сегментным кругом, которая сопровождается смачиванием водой для охлаждения режущего инструмента. При проведении ямочного ремонта дорог потребуется легкий (от 50 до 100 кг) нарезчик швов. Он же может быть применен для выравнивания кромок вновь уложенного асфальтобетонного покрытия и нарезки тепловых швов.

Выравнивание и уплотнение асфальтобетона

Уплотнение уложенного асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонте производится виброуплотнителем (виброплитой) и/или вибрационным катком малого класса.

Виброуплотнители (виброплиты) относятся к классу легкого оборудования для уплотнения грунтов и дорожных покрытий. Основное назначение виброплит – уплотнение покрытия в труднодоступных (для катков) местах: вокруг колодцев, в узких проходах, в непосредственной близости от стен зданий, при ямочном ремонте при выравнивании и уплотнения небольших карт покрытия (от 1 до 2 кв.м).

Виброуплотнители разделяются на легкие (до 100 кг) и тяжелые (свыше 100 кг). Тяжелые виброуплотнители в основном применяются для уплотнения грунтов, гравийно-песчаной подсыпки дорог. Легкие – для уплотнения небольших участков покрытий из асфальтобетона. При проведении ямочного ремонта дорог потребуется легкая (от 50 до 100 кг) виброплита, она же с успехом может быть использована для уплотнения асфальтобетона при строительстве пешеходных дорожек, небольших площадок.